

В сфере педагогики я работаю более 25 лет. Я, как завуч по воспитательной работе, курирующий вопрос профориентации среди школьников, ознакомилась с технологией проведения тренингов по профориентации для учащихся и их родителей, получила большой методический и раздаточный материал. Кроме того, на протяжении всей моей работы со школой организаторы проекта терпеливо и любезно оказывали поддержку, проводили консультации и давали советы. Проведенные тренинги нашли отклик среди учащихся, были поддержаны родителями. Все знания и опыт, полученные в ходе проекта позволят мне более качественно и результативно вести свою работу в данном направлении. Итоги проведенного исследования до тренинга показали, что процент выбора технических специальностей крайне низок. И это связано со слабым представлением у школьников рабочих профессий, о промышленных предприятиях нашего региона. Более того, в ходе беседы стало ясно, что многие ребята еще не задумывались о выборе профессии. За некоторых учеников решение принимают родители, причем не учитывая способностей, желания собственных детей. Это было заметно и при проведениии тренингов с родителями, которые часто пытаются навязать свою точку зрения детям, лишив их выбора. Некоторые отцы и матери считают, что еще рано думать о будущем, сначала надо закончить школу и ВУЗ… а там как получится. В связи с этим, имеется необходимость вести профориентационную работу параллельно как с учениками, так и с их родителями. Так как проект направлен на популяризацию рабочих профессий, немаловажную роль сыграли экскурсии на промышленные предприятия города.У школьников появилась возможность не только ознакомиться с заводами и фабриками, больше узнать о технических специальностях, но и встретиться с руководителями предприятий, семейными династиями рабочих профессиий, тем самым лучше узнать историю своего города. Перед ученицей 9 «А» класса Абиловой Маликой стоял выбор: в каком направлении продолжить учебу. И именно после поездки на завод «Гофротара» школьница определилась в техническом направлении, о чем она сама рассказала в интервью областному телевидению. Пример девятиклассницы не единичен. Отрадно видеть, как многие выпускники с интересом посещают дни открытых дверей тех учебных заведений , где обучают именно рабочим профессиям. Более того, около 40 процентов выпускников 9-ых классов уже подали заявления в колледжи на технические специальности. Трудно переоценить значимость реализованного проекта. Только в нашей школе приняло участие более 200 учащихся и их родителей. Проект позволил каждому ученику «примерить» на себя рабочую профессию. Кто-то определился с выбором, кто-то получил пищу для размышления. Хочется верить, что каждый участник проекта прочувствовал нужность, важность и ценность рабочей профессии, которая всегда в нашей стране была почетной.
Работа в данном направлении продолжается. На базе школы прошла «Ярмарка учебных вакансий» с приглашением представителей всех учебных заведений города. Вместе с преподавателями пришли и сами студенты, которые с интересом рассказали школьникам о своих специальностях, условиях учебы и дальнейшего трудоустройства, а также поделились навыками и умениями будущих профессий. Ребята приглашают выпускников школы в свои колледжи и ВУЗы на «Дни открытых дверей» , с интересной программой студенческие агитбригады выступают на классных часах. А для родителей организованы консультации педагогов школы и учебных заведений, психологов. В беседах принимают участие и сами родители рабочих династий, представители различных организаций, заводов, фабрик и предприятий. Надеемся, что данный проект откроет школьникам широкие возможности беспрепятственного получения образования и благополучного трудоустройства по выбранной профессии. А главное, выпускники смогут сделать правильный выбор своего будущего.
Серимбаева Данна Тулеубаевна,
заместитель директора по воспитательной работе,
учитель английского языка, СОШ №19 г.Павлодар